Cap, Garrison, 1939-1950

Появлению пилотки в качестве головного убора американская армия обязана участию в Первой мировой войне. К моменту вступления США в ПМВ Армия располагала двумя типами головных уборов, повседневной фуражкой и шляпой для ношения в полевых условиях. Поэтому, когда в октябре 1917 года во Францию стали прибывать части Американских экспедиционных сил (American Expeditionary Forces, AEF), то они носили шляпы обр. 1911 года, т. н. «Пик Монтана».

Части AEF на разгрузке в порту Бреста, апрель 1918 г.

Опыт, полученный американскими войсками в боевых действиях, сразу же выявил  полную неприспособленность шляпы к условиям войны.  Шляпа быстро сминалась и теряла форму в суровых условиях траншей, ее невозможно было сложить и некуда деть при ношении стального шлема. Необходимость сдавать шляпу на хранение требовала наличия дополнительных складских площадей и, как следствие, увеличение затрат на обслуживание войск.

В то же время, европейские армии: французы, британцы, бельгийцы, имели пилотки — компактный головной убор, который легко можно было сложить и спрятать в карман или рюкзак. Решение проблемы напрашивалось само собой и вскоре шляпы были сняты со снабжения и заменены пилотками. Новый головной убор получил название «заморский» (Overseas cap), поскольку выдавался только подразделениям AEF.

На раннем этапе потребности AEF в пилотках обеспечивались европейскими союзниками, в основном французами, как своими образцами, так и производством по американским заказам. Использовались не меньше десятка самых разнообразных вариантов. Позже был разработан  оригинальный американский образец и заказы также стали размещаться на территории США.

Варианты головных уборов, носимых военнослужащими 183-й аэроэскадрильи

Для офицерского состава было установлено ношение знака различия по званию на левой стороне пилотки, а по кромке бортиков пришивался кант в цвет рода войск. Рядовой и сержантский состав носил только петличный диск по роду войск.

Пилотка американского образца

С окончанием ПМВ, когда непосредственная необходимость в подобном головном уборе отпала, традиции возобладали и пилотки были сняты со снабжения, уступив место шляпе. В межвоенный период шляпы по прежнему использовались в полевых условиях,  для строевых занятий и на работах. Тем не менее, наличие данного предмета обмундирования, вызывало дискуссии во внутриармейской среде. Критики указывали на затрудненность использования шляпы в танковых, моторизированных и в летных частях. Для изготовления шляп требовались дорогая шерсть, достаточными объемами которой США не располагали (а вскоре шерсть стала стратегическим товаром), были сложны в производстве и будучи упакованными для погрузки занимали через чур большие объемы. Попытки использовать в производстве более дешевые материалы привели к тому, что в Армию поставлялись шляпы, которые уже после непродолжительной носки теряли форму и цвет.

Поэтому не удивительно, что пилотка начала возвращать утраченные позиции. Уже в конце 1925 года для офицерского состава армейского воздушного корпуса (Army Air Corps, AAC) было утверждено ношение пилотки с кантом и эмблемой корпуса, а вскоре к ним присоединились и авиационные кадеты. С 1930 года право на ношение пилотки без канта и эмблемы получили некоторые категории рядового и сержантского состава AAC.

Пилотка получила теперь название полевого головного убора (field cap) и, первоначально, потребности частей удовлетворялись за счет запасов ПМВ, в значительных количествах имевшихся на складах Квартирмейстерской службы.

Рядовой ААС, отправляющийся в составе контингента американских войск
 в зону японо-китайской войны, 1937 год.

В январе 1933 года 1-й кавалерийский полк были переведен в Форт-Нокс, шт. Кентукки, для отработки структуры первых американских механизированных частей. Полку также были разрешены к ношению пилотки, однако здесь более широкое распространение получили коммерческие образцы, покупаемые личным составом на свои средства. Кроме того, поскольку на снабжении имелась только суконные пилотки цвета ОД, в Форт-Нокс возникла практика ношения неуставных летних х/б пилоток цвета хаки, также приобретаемых в частном порядке.

Штабная рота 1-го кавалерйского полка,
 Форт-Нокс, май 1937 г.

В конце 1933 пилотки пилотки получили моторизованные подразделения Береговой артиллерии.

Расчет 76-мм зенитного орудия из состава 62-го полка
 береговой артиллерии (ПВО) на учениях, 1937 год

В 1939 году пилотку получил каждый водитель и весь личный состав приписанный к транспортным средствам, а с началом войны в Европе и объявлением США ограниченного чрезвычайного положения, пилотка стала общевойсковым головным убором, положенным каждому военнослужащему. Шляпа, тем не менее, осталась на снабжении в качестве ограниченного стандарта и полагалась кавалерийским подразделениям, частям на Аляске и на заморских территориях.

Хотя пилотка и вытеснила шляпы, тем не менее она не в полной мере удовлетворяла требованиям к полевому головному убору, в частности, суконная пилотка плохо переносила намокание и отсутствовала защита глаз солдата от солнечного света. Поэтому со второй половины 30-х годов на снабжение армии на замену стали поступать различные панамы, из денима, х/б и ХБТ.

Смешанное ношение головных уборов на работах
 в Кэмп-Клэйборн, 1942 год

Утратив полевую роль, пилотка в 1941 году получила наименование гарнизонного головного убора (garrison cap), предназначенного для ношения с повседневной формой, став неотъемлемой частью классического образа Джи-Ай Второй мировой войны.

Первая послевоенная спецификация, №8-114, был утверждена только 5 июля 1938 года. Характерным элементом конструкции стала огромная ширина донышка, 5,75 дюйма, благодаря чему бортики пилотки при ношении принимали почти вертикальное положение и ее можно было носить с глубокой посадкой. С утратой пилотки функции полевого головного убора, надобность в такой ширине донышка отпала и она была уменьшена, для придания пилотки более привлекательного вида. Изменения были учтены временной спецификацией от 11 октября 1940 года.

Пилотка временной спецификации от 11 октября 1940 г.,
 контракт W-669-qm-9625 от 7 ноября 1940 г.,
 "Филадельфия Юниформ Ко., Инк."

Пилотка шилась из сержа плотностью 18 унций (Cloth, wool, serge, 18 oz.) цвета ОД33 и состояла из колпака и бортиков. Колпак сшивался из двух половинок полукруглой формы со смещением площади назад и «Y-образного» донышка, сшитого в средней части. В передней части бортики перекрывали друг друга. Подкладка отсутствовала, но по нижней кромке пришивалась полоса из х/б твила, в которую вшивался квартирмейстерский ярлык. Также на полосе проставлялся размер в виде чернильного штампа. Вентиляционные отверстия отсутствовали.

Перекрытие бортиков и  донышко
Ярлыки пилоток временной спецификации

10 января 1941 года была утверждена спецификация №13 (Cap, garrison, khaki) на х/б пилотки для ношения с формой цвета хаки и спустя месяц все спецификации на пилотки были объединены в один документ, спецификацию №8-114А от 19 февраля 1941 года.

Суконные пилотки получили обозначение «Тип I» (Cap, garrison, od. Spec. No. 8-114A Type I) , а х/б — «Тип II» (Cap, garrison, khaki. Spec. No. 8-114A Type II). Согласно ТВА каждому солдату полагалось две пилотки х/б и одна суконная.

Для пошива х/б пилотки использовался твилл плотностью 8,2 унции (Cloth, cotton, uniform twill, 8.2 oz) цвета хаки №1 и по конструкции она полностью повторяла суконную. Для суконной пилотки материал был сменен на более качественный (предположительно, ворстед).

Х/б пилотка спецификации №8-114А с кантом инженерный войск,
 контракт W-669-qm-16628 от 14 марта 1942 г.,
 "Шэйн Юниформ Ко."
Суконная пилотка спецификации №8-114А с кантом медицинской службы,
 контракт W-669-qm-18086 от 27 апреля 1942 г.,
 "Лернер Броз. Кап Ко."
Разница в материале суконных пилоток,
 материал для 8-114А имеет более четкую безворсистую структуру, 
по аналогии с материалом форменных рубашек.
Ярлыки спецификации №8-114А Тип I и II

Редакция спецификации от 2 июня 1942 года, №8-114В, вернула прежний материал для суконной пилотки.

Суконная пилотка спецификации №8-114В с пехотным кантом,
Р.О. 1153 от 4 января 1946 г.,
 "Хартли Гармент Ко."
Ярлыки спецификации №8-114В

Первоначально кант по верхней кромке бортиков пилотки полагался только офицерскому составу, носившему цветной кант по роду войск. В начале 1940 года для офицеров был установлен общевойсковой черно-золотой кант и право ношения канта в цвет рода войск перешло к рядовому и сержантском составу.

Цветовая таблица кантов пилоток
 из журнала "Нэшнл Джеогрэфик" за июнь 1943 г.

Все пилотки изготавливались и поставлялись без канта. Канты (Braid, cord-edge) изготавливались из искусственного шелка по спецификации №7-15 и выдавались отдельно. Это было связано с тем, что выдача первоначального вещевого довольствия производилась в первый же день пребывания солдата на сборном пункте, до распределения по родам войск. Кроме того при переводе из одного рода войск в другой необходимо было только спороть кант и пришить новый. Поэтому на фотографиях недавно призванных солдат часто можно увидеть пилотки без кантов.

Бобина артиллерийского канта и примеры контрактной информации

На приведенном ниже фрагменте фотографии 1-го взвода роты «D» 6-го учебного батальона Инженерного учебного центра видно, что новобранцы еще не обшились и кант на пилотках имеет только кадровый состав.

Форт-Бельвуар, шт. Вирджиния, 15 мая 1941 г.

К ношению на пилотке были разрешены отличительные знаки подразделения и, согласно AR 600-40, знак должен был располагаться на расстоянии 1 дюйма от передней кромки пилотки и на 1/2 дюйма от нижнего края.

 Кадровый состав роты "А" 2-го учебного батальона
 инженерного учебного центра в Форт-Бельвуар, 1942 г.
 На пилотках приколоты значки центра.

Для отличия бойцов воздушно-десантных подразделений была установлена особая нашивка с изображением парашюта или планера (а позже комбинированная), долгое время не имевшая четко установленной стороны ношения. Только со второй половины 1944 года офицеры стали носить ее на правой стороне пилотки, а рядовые на левой.

Группа военнослужащих 506-го парашютно-пехотного полка

Казенная пилотка не соответствовала солдатскому представлению о прекрасном, складка, обусловленная конструкцией донышка,  и сама скругленная форма пилотки решительно портили вид. Чтобы избежать появления складки часто стороны донышка скрепляли вместе, а при первой возможности покупали пилотки коммерческого производства не имевшие донышка вообще и прямую либо слегка скругленную форму верней кромки. Коммерческие пилотки, как правило, имели подкладку из искусственного шелка и кожаную полосу. Мода на такие пилотки требовала их ношения с заломленными концами. Пилотки имели множество вариантов, в зависимости от производителя, и получили исключительно широкое распространение в Армии.

Коммерческая суконная пилотка с кантом инженерных войск,
"Бэнкрофт Кэп Ко."
Характерный пример способа ношения коммерческой пилотки

Пилотки спецификации 8-114В использовались и после войны. С переходом на новые шифры спецификаций, они стали обозначатся как обр. 2 июня 1942 г., спецификация MIL-C-1912.

Ярлык пилотки спецификации MIL-C-1912,
 обр. 2 июня 1942 г.

И только в конце 1950 года был принят новый образец, на основе конструкции коммерческих пилоток без донышка, получивший наименование «Гарнизонный головной убор обр. 1950 г.» (Cap, garrison, M-1950).

P.S. Пилотки для Армии США производились по контрактам Военного министерства также и в Великобритании, но в данной статье этот вопрос не рассматривается. Так же не рассматриваются офицерские пилотки и пилотки авиационных кадетов.


Emerson, William K.  Encyclopedia of United States Army Insignia and Uniforms. University of Oklahoma Press, 1996

Rich, Erna, Pitkin, Thomas M. Clothing the soldier of WWII. QMC historial studies, No. 16.

usmilitariaforum.com, Life Magazine, коллекция автора

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий