326th A/B ENGRS, MOS 533

Инженерные войска достаточно малочисленное в масштабе пехоты направление в военно-исторической реконструкции. Особенно это верно в отношении воздушно-десантных частей Армии США, где все находится в тени сериала «Братья по оружию». Бывает, что все отличие реконструктора-инженера от коллеги пехотинца заключается только в тактическом символе на каске. Причем это нельзя назвать недостатком, инженерные части, особенно воздушно-десантные, сплошь и рядом использовались в качестве пехоты на угрожающих направлениях, в конце концов, как сказал один Первый сержант: «Будет мост, будете инженерами, а пока — пехота.»

Тем не менее инженерные войска интересны своей спецификой и настоящая статья посвящена воссозданию образа инженера-парашютиста 326-го воздушно-десантного батальона 101-й воздушно-десантной дивизии на момент высадки в Нормандии. По штату в батальоне имелась одна парашютная рота — рота «С», разделенная повзводно для выполнения задач по инженерной поддержке парашютных полков дивизии. К сожалению объем прямых свидетельств довольно ограничен, рота почти не попала в объективы фотокамер, да и современные исследователи не часто обращаются к этой теме.  Несколько абзацев текста и пару-другую фотографий можно найти в книгах известных историков Марка Бандо и Йена Гарднера, небольшая брошюра, посвященная действиям батальона в операции «Маркет-Гарден», издана канадским исследователем Джоном Слизом. Французский автор Мишель де Трез работает над книгой посвященной 326-му батальону, однако, уже который год нет новостей о ее издании.

В связи с этим правильной будет постановка задачи в виде «как мог выглядеть» инженер-парашютист с добавлением к немногим известным фотографиям косвенных источников в виде учебных материалов инженерных войск, воспоминаний ветеранов и музейные экспонаты.

Документальные свидетельства. Самым подробным документом довысадочного периода мы обязаны корреспонденту армейской газеты «Звезды и Полосы», побывавшему 5 июня в расположении «Грязных 13» (The Filthy 13) — секции подрывников штабной роты 506-го парашютно-пехотного полка. Накануне высадки, секции был прикомандирован как минимум один инженер, взводный сержант 1-го взвода роты «С» штаб-сержант Мариано С. Ферра.


Штаб-сержант Мариано С. Ферра, позирует корреспонденту
в двери транспортно-десантного самолета С-47.

Три человека из батальона добровольно вызвались в патфайндеры и групповые фотографии 5 июня еще один источник, не слишком информативный, но тем не менее. Капрал Келвин Джексон вошел с состав группы 2-го батальона 506-го полка, а рядовой 1-го класса Луис ДиГаэтано и рядовой Альберт Коуба в состав группы 377-го парашютно-артиллерийского батальона. Отмечу разве что вязаную шапочку М-1941  под каской у ДиГаэтано.

Патфайндеры 377-го батальона,
ДиГаэтано третий слева, Коуба - пятый

Патфайндеры 2-го батальона 506-го полка,
Джексон - девятый слева

На фото, сделанном недалеко от Аддевилля утром 6 июня, запечатлены бойцы штаба 501-го парашютно-пехотного полка, пилоты планеров и рядовой Ледбеттер из 2-го взвода роты «С» (крайний слева в первом ряду).

У Ледбеттера на правом бедре универсальная сумка М1, на патронном поясе прикреплен моток десантной веревки, ветви подбородочного ремня зацеплены за сетку и самая любопытная подробность — ремень через правое плечо с карабином посередине. Такой ремень имела облегченная противогазная сумка М6, карабин которой служил для перецепления сумки на грудь при использовании противогаза, не самый частый предмет для десантников, вооруженных в массе штурмовым комплектом М5-7-11.

Лейтенант Чарльз Мур сфотографированный  у джипа оборудованного радиостанциями SRC-300 и SCR-284 в окрестностях Анговиль-о-Плен.

Сержант штабного взвода роты «С» Попп (слева) и Ора Майнер из 3-го взвода у джипа также оборудованного SCR-284. Учитывая, что 284-я радиостанция полагалась в единственном экземпляре на батальон, можно сказать, что обе фотографии сделаны у одной и той же машины штаба батальона.  Особым способом Майнер подвесил свой нож М3 зацепив ножны М6 за погон куртки.

Группа бойцов у памятника погибшим в 1-ю мировую войну в центре Карентана — на площади Республики, как минимум двое принадлежат к роте «С», а, вероятно,  все бойцы принадлежат ко 2-му взводу. У второго слева ножны М8 для боевого ножа М3, так же можно заметить следы импрегнирования на форме.

Каски. На снабжении находилась каска М2,  модификация  общевойсковой каски М1 для парашютных частей. Каски М2 славились тем, что их неподвижные «D-образные» скобы для крепления подбородочного ремня не выдерживали нагрузки при раскрытии парашюта и лопались по сварке. По возможности их ремонтировали, а зачастую просто меняли на пехотную каску либо бойцу изначально выдавалась каска М1 (что характерно для середины войны и позже) в модификации с неподвижными прямоугольными скобами для подбородочного ремня. Каски снабжались парашютными подшлемниками М1 изготовления  фирм «Инланд» или «Вестингауз» (раннего производства), значительно реже встречались подшлемники фирмы «Сент-Клер» и уже совсем экзотикой были в 1944 году изделия фирмы «Хоули». Каски М1 с поворотными скобами, вестингаузовские подшлемники позднего производства и, разумеется, каски М1С на момент операции в Нормандии в войсках отсутствовали.

Сержант Джек МакНис (RHQ/506) наносит штаб-сержанту Ферра "полосы вторжения"

У сержанта Ферра каска с ясно видимыми прямоугольными скобами большего, чем у каски М1 размера и парашютным подбородочным ремнем, что позволяет идентифицировать каску как ремонтную М2. Еще одна характерная особенность — не пристегнутый к подшлемнику подбородочный ремень.  Дело в том, что парашютные подшлемники фирмы «Вестингауз» раннего производства оказалась бракованными. На подшлемник была приклепана ответная часть кнопки подбородочного ремня размером 1/2 дюйма, в то время как на самом ремне стояла кнопка размером 3/8 и соединить каску с подшлемником оказалось невозможно. В последующих партиях брак был исправлен, но поставка таких подшлемников пришлась уже на постнормандский период. То, что это действительно вестингаузовский подшлемник, а не Ферра просто не пристегнул ремень, указывает второй признак, большая литая пряжка «А-образного» подвеса. В лобовой части каски к сетке прикреплено нечто, напоминающее парашютный индивидуальный перевязочный пакет с частично выпотрошенным содержимым.

Пехотная каска М1 с парашютным подшлемником М1 (Вестингауз),
6 июня дважды спасшая жизнь Джорджу Диксону.
Из собрания музея "Угол Мертвеца".
(фото автора)

Каска рядового 3-го взвода роты «С» Джорджа Диксона с повреждениями, полученными 6  июня во время боя за дамбу Ла Баркетт. По правой стороне пулевое пробитие, пришедшееся по касательной, и вмятина от осколка по левой стороне, полученная несколько часов спустя. У этой каски такой же бракованный подшлемник производства «Вестингауз», ясно видимы большая кнопка и литая пряжка. В этом случае подшлемник не создавал никаких неудобств, поскольку у пехотной каски М1 был обычный же пехотный подбородочный ремень без пристяжной части. Третий признак вестингаузовского подшлемника,  «А-образный» подвес, изготовленный из зеленого (ОД7) брезента, был свойственен им вне зависимости от времени производства.

Пехотная каска М1 с парашютным подшлемником М1(Инланд),
 принадлежавшая Роберту Крэйну.
Из собрания музея "Угол Мертвеца".
(фото автора)

Каска техника 5-го разряда Роберта Крейна, радиооператора командира роты «С» капитана Фрэнка Либератори, примечательна намотанным в несколько витков детонационным шнуром. Как вспоминал сам Крэйн, что если бы детонационный шнур по какой-либо причине взорвался, то это был бы более предпочтительный способ ношения, чем просто в карманах. Каска снабжена парашютным подшлемником М1 производства фирмы «Инланд» (А-образный» подвес, изготовленный из песочного (ОД3)  брезента) .

Такая практика была не единичным случаем, по воспоминаниям Фрэнка Денисона, рядового 3-го взвода, он также прикрепил детонационный шнур к каске по причине более быстрого доступа к нему, кроме того, Фрэнк изолентой прикрепил к подбородочному ремню свой крикет. Как выглядело такое крепление дает представление каска 2-го лейтенанта Гибсона Б. Кеннеди, помощника командира 3-го взвода.

Пехотная каска М1 с парашютным подшлемником М1 (Инланд),
принадлежавшая Гибсону Кеннеди. 
Из собрания музея "Угол Мертвеца". 
(фото автора)

Три вышеперечисленных экземпляра разобраны в книге Мишеля де Треза «Американские парашютные каски», кроме них там же приведены еще пять касок, принадлежащих офицерам и рядовым батальона, 3 каски М1, пара М2 и все они снабжены инландовским подшлемником.

Еще один экземпляр, «из земли», представлен в книге Режиса Жиара и Фредерика Бле «Каски Европейского ТВД». Это снова каска М2 с вестингаузовским подшлемником, принадлежавшая неидентифицированному 2-му лейтенанту роты «С». Здесь крикет намертво прикреплен к самой каске, по-видимому адгезивной пастой или каким-либо клеем.

Камуфляжные элементы. Все рассмотренные в настоящей статье каски имеют стандартные для всей дивизии узелковые сетки с ячеей размером 3/4 дюйма. Музейные экспонаты имеют камуфляжные ленты коричневого и зеленого цветов, однако на известных фотографиях таковых не отмечается.

Командир роты "С" капитан Фрэнсис Либератори (слева) 
и капрал "Рэд" Рэндл из 1-го взвода, в Нормандском бокаже

В упомянутой выше книге де Треза имеется комментарий к данной фотографии, что каска командира роты зачехлена куском камуфлированного парашютного шелка. Но при всем желании мне так и не удалось его рассмотреть, зато на каске можно разглядеть некую бутылочку с крышкой. Также нужно отметить у Рэндла вязанные митенки (перчатки без пальцев) уставного образца либо их вариант производства Американского Красного креста. Другая характерная особенность — у обоих брюки не заправлены в ботинки, а сделана подвязка, такой способ практиковался не только для повседневно-выходной, но и при полевой форме.

Тактическая маркировка. На всех касках присутствуют положенные символы, офицерские/сержантские полосы и батальонный идентификатор в виде литеры «Е» с точкой на 9 часов, соответствующий роте «С». На касках 3-го взвода имеются точки спереди и сзади, дополнительный отличительный знак 3-го батальона 506-го парашютно-пехотного полка и всех приданных ему подразделений. Все элементы достаточно грубо нанесены белой краской.

Сержант Ферра грузится в С-47, видна задняя белая точка.
"Грязные 13" также были приданы 3-му батальону 506-го полка

Обмундирование и снаряжение. В батальоне использовались все те же самые предметы, что и в дивизии, поэтому выделять им отдельный объем текста я не буду, в сети легко можно найти все необходимые сведения. Остановимся на отдельных особенностях, которые можно подметить на фотографиях.

Кустарно усиленная прыжковая форма М-1942 сержанта Мариано Ферра, судя по светлому цвету формы, отсутствию белых разводов и помятостей, импрегнированию не подвергалась, что особенно заметно в сравнении с остальными бойцами «13-ти». На рукава нанесены шикарные трафаретные шевроны, в пехотных частях в массе своей чернильные шевроны наносились от руки и порой весьма грубо. Дивизионная нашивка раздельная, с глазом-«амебой»,  «Тип 4» по классификации Марка Бандо, подвариант с белым языком. Надувной спасательный жилет Ферра получил уже по прибытии в 506-й полк, о чем свидетельствуют проштампованные литеры RS. Укладкой парашютов занимались не сами бойцы, а специально обученные люди роты парашютного обеспечения, парашюты закреплялись за подразделениями на постоянной основе и для исключения путаницы на них наносились литеры в виде инициалов командиров. В случае 506-го полка это инициалы полковника Роберта Синка (RS, Robert Sink). Аналогичным образом по подразделениям были распределены и спасательные жилеты.

Сержант Ферра подгоняет снаряжение

Помимо серии фотографий сохранились и кадры кинохроники с «Грязными 13» из которых я вырезал 23 секунды с Ферра. На кадрах виден встречающийся вариант крепления различного снаряжения на малой пехотной лопатке и в данном случае повешена кобура с пистолетом М1911А1.

Ферра вооружен пистолетом-пулеметом М3 и пистолетом М1911А1

Единственный различимый предмет инженерного профиля у Ферра — деревянная 100-футовая катушка детонационного шнура, снабженная рамкой и закрепленная под клапаном рюкзака М-1936. На левой ноге нож М3 в пластиковых ножнах М8, брюки заправлены в ботинки.

Аналогичные катушки с детонационным шнуром у группы подрывников, 
готовящихся к посадке на суда в преддверии высадки в Нормандии

Инженерная часть. Поскольку по инженерной части со документальными свидетельствами совсем плохо, то сначала немного теории. Для понимания чем могли быть вооружены инженеры-парашютисты прежде всего следует рассмотреть организационно-штатную структуру (ОШС) низового уровня в контексте военно-учетных специальностей, ВУС (MOS, Military occupational specialty). В общем виде ОШС в/д инженерных частей была рассмотрена ранее.

Согласно штатному расписанию и табелю имущества №5-227 «Парашютная рота, Воздушно-десантный инженерный батальон» (TO&E 5-227 Parachute Company, Airborne Engineer Battalion) парашютное инженерно-саперное отделение1 состоит из:


п/п
Должность Должностная
категория
ВУС Количество
1 Командир отделения Сержант 059 Старший строительной команды (Foreman, construction) 1
2 Помощник командира
отделения
Капрал 059 1
3 Подрывник Техник
5-го разряда
533 Подрывник
(Demolition specialist)
1
4 Подрывник Рядовой,
Рядовой 1-го класса
533 4
5 Сапер Рядовой,
Рядовой 1-го класса
729 Сапер
(Pioneer)
2
6 Такелажник Рядовой,
Рядовой 1-го класса
189 Такелажник
(Rigger)
1

Из 10 человек половина бойцов имеют специальность подрывник, то есть отделение является специализированным инструментом разрушения. Логически отсюда следует вывод, что это наиболее характерная специальность для создания образа инженера-парашютиста, ее то и примем для дальнейшего рассмотрения.

Что же из инженерного имущества положено было подрывнику? TO&E 5-227 предусматривал на каждого подрывника по два индивидуальных подрывных комплекта №5 и сверху на роту еще 30 комплектов в запас. Тема комплекта №5 и его содержимое весьма объемный вопрос и поэтому он самым подробным образом рассмотрен в отдельной статье Demolition equipment set No.5, individual.

Неясным остается только использование подрывником второго комплекта, поскольку два комплекта №5 это 4 сумки и, очевидно, что непосредственно на себе парашютист при десантировании нес только один комплект. Можно предположить, что второй комплект мог размещаться в подвесных десантных контейнерах.

Некоторые сведения по подрывникам содержатся в другой книге Мишеля де Треза: «Американские воины. Иллюстрированная история американских парашютистов перед Нормандией». Но поскольку собранный там для манекен мастер-сержанта 326-го батальона насквозь фантазийный, то единственное, что можно вынести из книги — любопытные сведения по раздельному хранению взрывчатых веществ и средств взрывания. Единственным водонепроницаемым местом в снаряжении парашютиста была штурмовая противогазная сумка М7 и противогаз перекладывался в ранец М-1936, а его место занимали средства взрывания: капсюль-детонаторы, воспламенители и т.п., которые в свою очередь хранились в различных жестяных коробках, например, из-под табака или мыла.

Наряду с комплектом №5 вполне возможно, что инженерами применялся и кавалерийский подрывной комплект №4. Такой комплект выставлен в музее «Угол мертвеца» в экспозиции, посвященной упомянутому выше Роберту Крейну, однако, насколько это соответствует реальности большой вопрос. Для размещения взрывчатки могли использовать и универсальные сумки М1, как в обычном варианте, так и модифицированные с добавлением чрезплечного ремня из белой ленты от парашютной подвесной системы.

Вывод. Резюмируя все выше сказанное, если вы собрались взяться за воссоздание образа бойца роты «С» 326-го в/д инженерного батальона в Нормандии, то правильным будет выбор подрывника ВУС 533.

В основе образа должны лежать пара «риггер-мэйд» сумок подрывного комплекта №5. Особенно, если выбран 3-й взвод, которому была поставлена боевая задача заминировать и при угрозе захвата взорвать мосты через реку Дув в районе Бревана, т.е. задача прямо разобранная в многократно цитируемом учебном фильме. Менее характерный вариант — импровизированные подрывные работы с использованием использованием комплекта №4 или универсальных сумок М1, для этой задачи подойдет и внешнее крепление катушки с детонационным шнуром.

Для хранения инструмента, расходных предметов и инженерных мелочей подходят карманы, штурмовая противогазная сумка и ранец. Кроме того, обжимные щипцы и 4-лезвийный нож отлично размещаются в чехле CS-34 от набора связиста ТЕ-33 (бездоказательное, но полезное уточнение).

Следует выбрать пехотную каску М1 с фиксированными скобами и парашютным подшлемником М1 производства фирмы «Инланд». Но вполне равноценный вариант и каска М2 с тем же подшлемником. Если же брать подшлемник от «Вестингауза», то  необходимо убедиться, что это будет тот самый бракованный подшлемник раннего производства. На каску надо поставить узелковую сетку 3/4 и нанести положенные тактические символы, по желанию можно прикрепить крикет или несколько витков детонационного шнура (реплики разумеется). Возможно, стоит добавить камуфляжные ленты или парашютный ИПП.

Форма М-1942 усиленная с прыжковыми ботинками, хорошим тоном будет имитация импрегнирования. По нижнему белью предпочтительный вариант — белый. Сохранилось письмо капрала штабного взвода роты «С» Теодора Хэнфорда, написанное им за 4 дня до высадки, где он просит мать прислать несколько штук белья, конкретизируя, что требуются белые майки и трусы, носки цвета хаки.

По общевойсковому снаряжению рекомендации самые простые — стандартная комбинация М1910/24/36/42/43 с дополнением риггер-подсумками для винтовки М1. Нож М3 в кожаных ножнах М6, но и пластиковые ножны М8 уже встречаются.

И не следует забывать всяческие бытовые мелочи, придающие образу законченность. That’s All Folks!


1 — Формально, в инженерных войсках отделение называлось «Рабочее отделение» (Operating squad), командир отделения именовался «Старший строительной команды» (Foreman, construction), а его заместитель — «Помощник старшего строительной команды» (Foreman, construction, assistant). На практике использовались обычные общевойсковые понятия. «Прораб» — прямой русский аналог должности «Сonstruction foreman» отвергаем как сугубо гражданский.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий